Театр им. МоссоветаРоссия, Москва, Большая Садовая улица, 16

27 декабря 2018

Премьера театра им. Моссовета стала бенефисом Ольги Остроумовой

В Театре им. Моссовета адаптировали роман английского писателя Грэма Грина «Путешествия с тетушкой», ограничив его название единственным числом. Получилась криминальная комедия «Путешествие с тетушкой», которую играют в небольшом пространстве сцены «Под крышей», в близком приближении к публике. Зрители счастливы, говорят, что давно не видели ничего подобного. Между тем антрепризная эстетика настигает академическую сцену — и надо бы притормозить. Как бы то ни было, но спектакль стал бенефисным для Ольги Остроумовой. Ради нее он и ставился.

Автор инсценировки (совместно с Евгением Трефиловым) и режиссер Михаил Левитин-младший — сын виновницы торжества (не путать с его знаменитым отцом — худруком театра «Эрмитаж» Михаилом Левитиным). Три года назад он снял игровой фильм «Подлец» со своей сестрой Ольгой Левитиной в главной роли. Мамой героини стала Ольга Остроумова. Тогда Левитин-младший рассказывал, что изначально не было мысли делать «домашнюю картину», но, поскольку семья у них дружная, все и сложилось так, как сложилось. Сам он учился на Высших курсах режиссеров и сценаристов в мастерской Владимира Хотиненко и Павла Финна, слыл там эстетом, но неожиданно для всех взялся за комедию. Теперь освоил этот жанр на сцене.

Остроумова играет эксцентричную немолодую даму Августу Бертран, появляющуюся в день прощания с ее родной сестрой, которую не видела лет пятьдесят. За это время успел состариться племянник Августы. Помнит она его младенцем. Явилась госпожа Бертран в крематорий, уселась на гроб, нажала на какой-то рычажок и чуть было не отправилась в топку с дорогой покойницей. Хорошо хоть великовозрастный племянник Генри Пуллинг (его роль точно и без крайностей, свойственных его коллегам по спектаклю, сыграл Александр Бобровский) развернул ее на пути в небытие. В появлении дурной тетушки все-таки был смысл. Если бы не она, пришлось бы в одиночестве прощаться с родительницей (хотя упоминаются какие-то люди, пришедшие на траурную церемонию), а потом вести такую же унылую и пресную жизнь, какой он жил все свои пятьдесят с лишним лет. Племянник и его тетка — полная противоположность друг другу. Она, несмотря на годы, молода и безумна. Он не так уж и стар, но давно угас, а может быть, никогда и не загорался. Но теперь ему будет что вспомнить, а не только разводить георгины на пенсии. Бумажные цветы диких оттенков украшают аскетичное пространство сцены, придуманное художником-постановщиком Андреем Щаевым, навевая мысли не о цветущем саде, а о бюро ритуальных услуг. На протяжении всего спектакля чувствуешь себя как в колумбарии.

Однако в театральной программке сообщается: «Пристегнитесь! Будет трясти». Вместе с тетушкой и племянником мы несемся по воображаемым дальним странам, о которых свидетельствуют разве что чемоданы и меняющие свой облик «слуги сцены» — Евгений Ратьков и Марк Вдовин. Они почти не уходят со сцены, примеряя маски священника, полицейских, тюремщиков и даже парижских проституток.

Остроумова играет отчаянно. Театр Моссовета всегда славился своими «старухами». Одна Раневская чего стоила! Вот и нынешняя бенефициантка решила тряхнуть стариной, уйти от более привычного лирико-драматического образа, поддать огоньку. Она ведь прекрасная острохарактерная актриса, о чем режиссеры периодически забывают. Фарс и комедия — ее стихия. Прошлое у тетушки Августы сомнительное. Все, на что она способна, так это давать «вредные советы» своему племяннику. А сама живет на всю катушку, и кавалер рядом экстраординарный. Это некто Шекспир, похожий на мавра. Лицо и руки актера Валерия Яременко вымазаны чем-то пепельно-серым. Тело упитанное за счет толщинок, на которые не поскупились. Ревет это чудище как зверь лесной, кривляется до одури. Актер ни в чем себе не отказывает, как будто случайно забрел в гости к Грэму Грину.

Весь второй акт рядом с автором этих строк просидел актер Леонид Евтифьев. Появился в антракте в белом костюме и бабочке, так обычные зрители теперь в театр не приходят. Волновался так, что его энергия передавалась соседям по залу. А минут за десять до окончания спектакля заскрежетал зубами, вынул из кармана «золотую» пластинку, начал вставлять ее в рот, чтобы появиться на сцене с фиксой. О мистере Висконти на протяжении всего спектакля твердила героиня Остроумовой. Так что представлялся он чуть ли не влиятельным импресарио, а она и ее товарки — актрисами. Только служили они совсем в другом заведении, развлекая посетителей, жаждущих утех. Висконти сверкнул золотым оскалом, поставив точку в балаганной круговерти.

«Какое знакомое лицо!» — говорила после спектакля публика о Виталии Кищенко, сыгравшем полковника и отца девушки Тули. Он много снимается, и его Каренина в экранизации «Анны Карениной» Карена Шахназарова наверняка видели многие. Но здесь он совсем иной, без привычного экранного лаконизма. Так уж устроен спектакль, что все и вся в нем немного too much. Выдержать заданный ритм, не перебрать неплохо удалось Анастасии Прониной в роли легкомысленной барышни, мобилизованной заботливой тетушкой Августой на половое воспитание престарелого Генри Пуллинга. Его девственность затянулась. Сложно играть в комедии, запущенной в такой системе координат, где до вульгарности — один шаг. Пока молодому и не очень опытному режиссеру не всегда удается не перейти опасную черту.

Больше новостей

10 февраля 2020

Слон и игры разума. Премьера спектакля "Песнь слона" в Театре им. Моссовета.

Первая постановка пьесы канадского драматурга Николя Бийона на российской сцене.

2 апреля 2020

Герой нашего времени

Премьера спектакля «Герой нашего времени» прошла в Академическом театре имени Моссовета

31 января 2020

В защиту Белого Слона

В защиту Белого Слона

30 декабря 2020

Актеру-фронтовику Николаю Лебедеву исполнилось 99 лет

15 декабря артист московского театра им. Моссовета Николай Лебедев отпраздновал свой 99-ый День рождения.

30 декабря 2020

13 церемония вручения премии «Звезда театрала — 2020»

«Звезда Театрала» — единственная российская награда в сфере театрального искусства, которая обладает статусом независимой Премии зрительских симпатий.

30 декабря 2020

Фильм Кончаловского победил на фестивале российских фильмов в Польше

Один из крупнейших в Европе фестивалей российского кино «Спутник над Польшей»

12 марта 2021

В Петербурге вручили актерскую премию «Фигаро»

В номинации «Лучшие из лучших» статуэтку «Фигаро» вручили актрисе театра Моссовета Евгении Крюковой.

26 апреля 2021

В театре имени Моссовета рассказали «Как важно быть серьезным»

Режиссер Виктор Шамиров перенес действие комедии в наши дни, когда абсурда в окружающем мире стало так много, что спасти человека может только чувство юмора.

1 мая 2021

Праздничный вечер «Далеким близким» в театре Моссовета

На сцене Театра имени Моссовета состоится праздничный вечер «Далеким близким».

12 мая 2021

Спектакль «Идиот» в театре им. Моссовета

В Театре им. Моссовета поставили пьесу Юрия Еремина по мотивам романа Достоевского «Идиот».

Ближайшие мероприятия

16+

Драма

Вишневый сад

МоскваТеатр им. Моссовета

13птн, 19:00дек

16+

16+

Драма

Дядя Ваня

МоскваТеатр им. Моссовета

25срд, 19:00дек

31птн, 19:00янв 2025

16+

16+

Драма

Идиот

МоскваТеатр им. Моссовета

3втр, 19:00дек

30чтв, 19:00янв 2025

16+

12+

Комедия

Как важно быть серьезным

МоскваТеатр им. Моссовета

29вск, 19:00дек

26вск, 19:00янв 2025

12+